Индивидуальный предприниматель
Иванов О.Е.




Что есть форсунка?

ФОРСУНКА - самое простое и в то же время самое сложное устройство в двигателе автомобиля. Ее принцип действия очень прост: электромагнит втягивает сердечник, игла открывает проходное сечение и бензин поступает во впускной коллектор.

В системах впрыска топлива с электронным управлением электромагнитная форсунка (ЭМФ) является важнейшим исполнительным механизмом (ИМ). Она выдает точное количество топлива в зависимости от
команды блока управления (ЭБУ).

Что есть ЭМФ по сути? Это электромагнит, соединенный механически с клапаном. При срабатывании
электромагнита открывается клапан. Топливо, подаваемое к клапану под давлением, начинает
поступать в заклапанное пространство (впускной коллектор, в цилиндр). И поступает до выключения
электромагнита. Возвратная пружина закрывает клапан, подача топлива прекращается.
Пока всё просто. На первый взгляд. Но вот тут и начинаются подводные камни!!!

« «Грязь – это вещество не на своем месте» - Клод Луи Бертолле»

Есть два вида грязи: та, что появляется в форсунке естественным путем, и та, что ни при каких обстоятельствах там оказаться не должна.


Начнем со второй.

Со временем в форсунке под действием высоких температур и низких давлений в самом узком месте, под иглой форсунки оседает грязь и смолы. Наслоение всего в 5 мкм (0,005 мм) уменьшает проходное сечение форсунки на 20-25%. Ухудшается качество распыла, следствием которого является затрудненный пуск, особенно в зимний период и, конечно, страдает динамика автомобиля, а, как следствие, увеличивается расход топлива.
При забитости форсунок,холодный двигатель может запускаться не с первой попытки, особенно в зимнее время. В течение первых нескольких секунд после запуска слышны пропуски в работе одного / двух цилиндров - двигатель "троит". Если резко нажать на педаль акселератора (педаль газа), проявляется "провал" перед набором оборотов; двигатель при этом может заглохнуть. После прогрева, на холостом ходу, работа двигателя становится нормальной, но во время езды, особенно при ускорении, проявляется ухудшение "приёмистости" двигателя.

Загрязнение форсунок, обычно связанно с отложением углеродистых отложений на внутренних поверхностях топливной системы. Интенсивность отложений, в первую очередь связана с химическим составом топлива и перепадами температуры. Форсунки могут загрязняться не только при больших пробегах машины, но и при длительных простоях автомобиля или при длительной эксплуатации автомобиля на газу.

Форсунки рекомендуется чистить после 40…60 тыс. км пробега. Чем выше общий пробег автомобиля, тем меньше рекомендуемый пробег автомобиля между очистками.

Загрязнение форсунок приводит к уменьшению их пропускной способности, но они редко "забиваются" одинаково. Во многих случаях наблюдается большой разброс производительности форсунок по цилиндрам. Как
следствие, состав топливовоздушной смеси, сжигаемой в цилиндрах двигателя, начинает существенно различаться. При этом, цвет отложений на изоляторах свечей зажигания становиться разным, несмотря на то, что марка свечей одинакова.




Промывка и чистка форсунок с использованием ультразвука и стендовой очистки методом кавитации отслаивает, дробит и вымывает измельченные фракции.
Двигатель начинает работать мягче и эластичнее; улучшаются тяга на «низах», разгон и динамика; появляется более стабильный холостой ход и запуск двигателя, соответственно как следствие, уменьшается расход топлива.

Сначала рассмотрим поподробнее как и чем засоряются форсунки.




Во-первых,это смолы, которые содержатся в бензине.

Топливные фильтры против них практически бессильны. По Госту нормируется содержание смол не более 5 мг/100 см2. Фактически это величина в отечественных бензинах может варьироваться в широких пределах от 2 до 10 мг/100 см?. Постепенно в процессе эксплуатации двигателя смолистые отложения понемногу осаждаются в каналах форсунки. Поисходит этот процесс следующим образом: пока двигатель работает, форсунка охлаждается и промывается проходящим через неё бензином. Но стоит двигатель заглушить, как температура инжекторов быстро возрастает. При этом легкие фракции бензина быстро испаряются, а тяжелые намертво прикипают в каналах форсунки, покрывая их черной смолистой коркой, которая обратно бензином уже не растворяется.

Чем лучше качество топлива, тем более по времени растянут этот процесс. Но рано или поздно
при эксплуатации автомобиля даже на самом качественном топливе желательно делать стендовую чистку промывку и тестирование, как для профилактики, так и для восстановления всех своих параметров.

Производители разных моющих средств для очистки инжектора, таких как Wynns, Gunk, CarbonClean рекомендуют проводить эту процедуру раз в 15000 км. Не прекращаются споры, что лучше – ультразвук или WYNSS? Попробуем разобраться. Для непосвященных поясню – WYNNS это способ химической очистки форсунок. Просто он так называется по имени фирмы, являющейся лидером в производстве препаратов для
химической очистки форсунок. В данном проекте участвует много фирм. Не секрет, что в бензинах всегда присутствуют какие- то смолистые компоненты, которые образуют нерастворимые отложения на деталях топливного тракта. Так же как и отложения в камере сгорания (клапанах) делятся на два типа – твердые и мягкие. Вы когда нибудь видели печную трубу? Снаружи - очень мягкий налет, внутри - очень твердое вещество. Так же и в форсунках. Смолистые отложения накапливаются во всех деталях топливного тракта, но
большее влияние они оказывают, именно, в зоне иглы форсунки. Изменяют проходное сечение – меняют производительность и форму распыла.

Сначала образуются мягкие отложения. Очень хорошо смываются химическими методами. Например, фирма WYNNS рекомендует чистку форсунок своим препаратом каждые 15000км Ну а теперь скажите мне – кто из вас видел клиентов, которые следуют этим рекомендациям?!!!
По наблюдению из практики - кто ничего не делал, с момента приобретения, а решился на промывку химическим способом, с пробегом после - 50000км было много случаев в ходе диагностики выявления забитых форсунок т.е. по сути эффект обратный.

Загрязнения внутри форсунок представляют собой комбинацию твёрдых и мягких отложений. Промывочные
жидкости обеспечивают растворение и смывку в основном мягких отложений и лишь частично твёрдых, поэтому данный метод больше рассчитан на профилактическую очистку и не рекомендуется для чистки форсунок на автомобилях со значительным пробегом. Данный метод так же не рекомендуется для автомобилей с сильно изношенной механикой двигателя, так как "раскисание" застарелого нагара на поршневых кольцах,
штоках клапанов и т.д., из-за поступающей в камеру сгорания Т-В-С (топливо-воздушной смеси не на основе бензина, а на основе хим. промывке WYNSS) в отдельных случаях может привести к отрицательному результату, например, к потере компрессии.

Стендовая чистка инжекторных форсунок.

Невымытые мягкие отложения превращаются в твердые. Химическими методами уже не смываются…. Ультразвук использует разность прохождения звуковой волны в разных средах (ведь металл отличается от твердых отложений!?). Возникают кавитационные пузыри, отрывающие отложения от основного металла. Твердые отложения отрываются от деталей форсунки и превращаются в мягкие. Вот тут и кроется основная проблема ультразвуковой очистки (про химию мы забыли – она с твердыми не борется – не может!).

Как удалить продукты распада из зоны их образования?

  • Обеспечить противоток жидкости (обратный поступлению топлива). Достижимо только подбором частоты открытия форсунок для обеспечения резонанса.
  • Твердые отложения превратить в мягкие с помощью ультразвука. Ну а мягкие удалить с помощью химии. Наиболее прогрессивный метод,но далеко не всегда с первого раза желаемый результат.
  • Никак не удалять. Наиболее распространенная методика (увы и ах ...)!!!
  • Об этом много спорят пишут и говорят,но ежедневная работа,постоянные эксперименты в поиске улучшения качества показали что:

    СТЕНД+УЛЬТРАЗВУК+КАВИТАЦИЯ+РЕАНИМАТОР+ХИМИЯ+ПРОМЫВКА(в тестирующем режиме)+ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСТРАНЕНИЕ ПОДСОСОВ ВОЗДУХА(заменой высохших уплотнительных колец инжекторных форсунок на новые) - ДАЕТ ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Фото разобранной форсунки при 50-ти кратном увеличении. Хорошо видно отложения на запорной игле и перед распылителем.









Отечественный производитель автохимии Lavr провел лабораторные испытания жидкости МЛ-101 на форсунках.

Рекомендую ознакомиться.
Обычно перед клиентами провожу такой эксперимент. Сначала тщательно отмываю снаружи форсунку бензином, показываю черные отложения снаружи, а потом погружаю распылителем вниз в жидкость Wynns.
Обычно хватает 10-15 секунд, чтобы размягчить и смыть внешние смолистые загрязнения, которые не смог смыть бензин. Приблизительно также действует жидкость Winns внутри форсунки при промывке на стенде.

При работе на газе бензиновые форсунки требуют более частого обслуживания. Это связано с их режимом работы "старт-стоп", при котором происходит наибольшее отложение смол. Зачастую бензиновая форсунка на
таких двигателях настолько сильно обрастает отложениями снаружи, что частично или полностью закрываются
отверстия распылителя.

Во-вторых это грязь из бака.



Обычное место скопления нерастворимых отложений- в топливной рампе, перед уплотнительным резиновым кольцом форсунки.




Мне приходилось находить в топливных баках песок, глину, ржавчину, воду, слизь черного цвета неизвестного происхождения и прочие непотребные вещи.



Первым порогом очистки топлива являются топливные фильтры грубой и тонкой очистки, которые принимают
грязь из бака первыми. Но иногда случается, что фильтры рвутся или попросту некачественные и тогда вся грязь из бака идет прямиком в инжекторы. Через некоторое время «болезнь» даст знать о себе. В результате
загрязнения форсунка перестает правильно работать: снижается производительность, происходит изменение
формы факела распыла топлива.


При этом двигатель начинает работать неравномерно, теряется мощность, ощущаются рывки при разгоне, увеличивается потребление бензина, ну а в самом худшем варианте могут наблюдаться пропуски воспламенения. Особенно такие сбои в работе двигателя становятся более заметными в холодное время года,
так как уменьшается испаряемость бензина, что в итоге затрудняет пуск двигателя.
Механическую грязь труднее всего «выбить» из форсунки. Наиболее сильное средство для качественной очистки инжекторов – это ультразвуковая ванна. Форсунки погружают в емкость, наполненную специальной суспензией, где они и подвергаются воздействию ультразвука.
Стендовая промывка методом кавитации позволяет эффективно очистить инжекторы, при этом не повредив их.
После всех процедур обязательно проводится контроль качества промывки на стенде.

В третьих – это вездесущая вода, точнее последствия её попадания в топливную систему.




Она может попасть в бак вашего автомобиля вместе с бензином из бензоколонки или через неплотности системы вентиляции бензобака. От воды ржавеет бак, топливопроводы, внутренние каналы форсунки. Когда
штатные топливные фильтры не справляются со своей работой, то ржавчиной забивается внутренний фильтр
форсунки, если таковой имеется и внутренняя полость.

Теперь рассмотрим все плюсы и минусы различных способов промывки инжекторов.

Итак, начнем с "ХИМИЧЕСКОГО" способа. Есть, конечно, в нашей стране умельцы, способные промыть все «внутренности» автомобиля с помощью подручных средств (растворители и т.п.), но это трудоемко и как говорится – "вчерашний день", "мартышкин труд", ну можно сказать еще "мышиная возня",потому что как правило, эффект получается или нулевой или обратный от ожидаемого. Объясню почему.

Современная автохимия предлагает специальные промывочные смеси и очень агрессивные жидкости, с помощью которых за небольшой промежуток времени эффективно промывается топливная система авто. Для таких процедур существуют специальная установка, которая при помощи переходников соединяется с топливной рампой. Отсоединяется подача бензина и запускается двигатель, который должен поработать на этой жидкости порядка двух часов с перерывом на один час для размягчения.Промывочная смесь подается из
установки под небольшим давлением от 2,5 до 4 атмосфер. Этот способ больше подходит для профилактики
топливной системы при небольших пробегах с условием,что автомобиль с момента покупки в салоне регулярно
т.е. не более чем через 10000-15000 километров проходил вот такой вид профилактики.Если этого не происходило, то вся грязь, накопленная временем в магистралях и рампе, смывается и забивает самое узкое место в топливной системе - это инжекторные форсунки.Механическое засорение,лаки, смолы от коксования под иглой изменяют форму распыла, динамику и количество наполнения вплоть до полной "забитости", т.е выхода из строя.Обо всем подробнее позже.

Ну а возгласы о высоком качестве такого вида промывки - это не более того, как эффект "ПЛАЦЕБО"т.е "пустой таблетки".

Плюсы.

Подобная процедура при использовании качественной промывочной жидкости позволяет очистить от
мягких отложений форсунки ,рампу, впускные клапана и частично камеру сгорания. Результат как правило чувствуется владельцем автомобиля сразу же, так как двигатель немного оживает.

МИНУСЫ.

Трудно отследить качество промывки, так как невозможно проконтролировать насколько полно
очистились инжекторы.
Никакие безсъемные методы диагностики форсунки,не могут обеспечить качественную диагностику оной. Только СТЕНД!
Обман - заявления о якобы супер-пупер жидкостях, усройствах, и прочего словоблудия - ЛОЖЬ!!!

На сегодняшний день, известны несколько способов проверки форсунок БЕЗ СНЯТИЯ, и я их перечислю:

  • Манометр+тестер форсунок-метод позволяет определить разницу в подаваемой форсунке дозу топлива,с
    точностью отклонений от 15% разницы.Факел распыла и истинную производительность не определяет,метод является косвенным.
  • Топливные коррекции-в системах с замкнутой петлей,позволяет судить об отклонениях в системе топливоподачи,от 20% отклонений,метод является косвенным.
  • Датчик Вибраций.Регистрирует падение давления в топл.магистрали,в момент открытого состояния форсунки,подходит для автомобилей,с системой топливоподачи без обратки(с РДТ встроенным в модуль БН),и
    фазированным впрыском,метод является косвенным,основан на сравнительном анализе,хотя обеспечивает достойную точность измерений и позволяет выявить форсунку,даже с 5% отклонениями.
  • Датчик Разряжения-аналог метода по Датчику Вибраций,для систем оснащенных РДТ на топл.рейке.

ЛЮБЫЕ БЕЗСЪЕМНЫЕ МЕТОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОСВЕННЫМИ. Дополняя друг-друга,могут указывать на наличие неисправности форсунки,но дать точный диагноз не способны.Они и применяются многими диагностами ДО снятия форсунок, для первичной диагностики.

ЛЮБАЯ пропаганда,любого "супер-пупер" хим.вещества, в качестве, ремонтного"(НАНОРОБОТА)", способного восстановить форсунку до нового состояния-является ЛОЖЬЮ и ВРАНЬЕМ!!! Единственный точный диагност - СТЕНД ПРОВЕРКИ ФОРСУНОК, обеспечивающий точную,и всестороннюю диагностику оных.

- МИНУСЫ безсъемных методов. Не заменены уплотнительные кольца, которые от времени костенеют, а это - подсос воздуха.
Еще огромный минус, о котором любители БЕЗСЪЕМНОГО метода почему-то не доводят до сведения клиентов о том что после такого (хим.способа) необходимо заменить масло, т.к. смытые со стенок цилиндра,камеры сгорания и т.д. и т.п., лаки смолы и т.д. - изменяют структуру моторного масла в сочетании с неполным сгоранием (т.к.моющие жидкости- это не бензин). Поэтому необходима замена свечей, т.к. те, на которых производилась промывка, по окончании процесса, от этих агрессивных жидкостей сразу выходят из строя.

Итак, следующий вид промывки - СТЕНД (УЛЬТРАЗВУК+КАВИТАЦИЯ+ХИМИЯ+ПРОМЫВКА+ТЕСТОВАЯ ПРОМЫВКА+ТЕСТИРОВАНИЕ).

Этот способ позволяет эффективно, качественно и безопасно промыть форсунки. Для этого их снимают с двигателя и устанавливают в специальный промывочный стенд. При помощи встроенного программного обеспечения можно варьировать различные параметры и режимы промывки, что в конечном итоге позволяет
качественно промыть форсунки до состояния новых. В тестовом режиме после промывки осуществляется проверка герметичности, баланса, факела распыла и производительности.
Промывка инжекторов со снятием – процесс несколько более трудоемкий, но позволяющий проконтролировать на стенде работу инжекторов до промывки и после нее, т.е. дает возможность убедиться в качестве их промывки и правильности функционирования, что особенно важно. Нередко удалить из инжекторов сложные
загрязнения (ржавчину, например) можно только при промывке снятых инжекторов.

Итак ПЛЮСЫ:
По окончании процесса чистки мы имеем идеальный результат, который можно приравнять к состоянию новой детали...

При этом, осуществлен контроль, который невозможен ни при каком другом способе чистке, а именно:

  • Герметичность
  • Статическая производительность
  • Динамическая производительность
  • Контроль факела распыла

Минусы:
Это более долгий и трудоемкий процесс,требующий длительного времени и больших трудозатрат.
Это постоянное "перетягивание каната" и споры о том, какой способ лучше: «со снятием», или «без снятия».
Одни специалисты предпочитают первый способ, другие – второй. В большинстве случаев такое предпочтение определяется наличием у этих специалистов соответствующего оборудования. Производители автосервисного оборудования выпускают и по-своему рекламируют установки для промывки инжекторов «со снятием» и «без снятия». Часто в конкурентной борьбе между производителями используется не совсем корректный прием «опошления» продукции или метода конкурента. Я полагаю, что именно производители
установок для промывки инжекторов «без снятия» распускают слухи об «убийственном» действии ультразвука на инжектора. Возможно, что эту сплетню придумали и поддерживают те автосервисники, которые арабатывают деньги, промывая инжектора, не снимая их. Ультразвуковая промывка давно используется в авиации – топливные фильтры там, в основном, многоразовые и промываются они обязательно с помощью ультразвука. Но вернемся к инжекторам. Изобретенная 130 лет назад русским инженером В. Г. Шуховым форсунка постоянно совершенствуется. Современный инжектор – сложное, высокотехнологичное и
очень надежное изделие. Инжектора изготавливают не из ст.3, а из специальной высокопрочной стали со сложной термообработкой. Они выдерживают миллионы циклов закр.-откр. Трудно представить себе, как можно разрушить неубиваемый инжектор промывкой в маломощной УЗ ванночке.

Различные.производители автосервисного оборудования выпускают огромное количество установок для УЗ промывки инжекторов. Если бы было действительно доказано вредное воздействие ультразвука на инжектора, то, наверное, выпуск и продажи УЗ промывочного оборудования не были бы столь успешными во всем мире.

Так мыть или не мыть!?Чем и как мыть?Просматриваем все вышесказанное, вспоминаем коммерческий аспект, советуемся с друзьями и знакомыми уже получавшими такую услугу, и решаем сами.

А вы думали, я вам тут универсальный рецепт предложу?





Powered by CuteNews